Алтайский тракторный завод

  ОАО "Алтайский трактор" Алтайский тракторный завод рождался в суровом военном 1942 году на базе эвакуированного оборудования Харьковского и Сталинградского тракторных заводов. Довоенный Рубцовск представлял собой небольшой степной городок. Война неожиданно внесла свои коррективы в жизнь районного центра Алтая. В феврале 1942 года эшелоны с оборудованием и эвакуированными работниками стали прибывать в Рубцовск. Ударными темпами были преобразованы зерносклады в цехи: ремонтно-механический, чугунолитейный, прессовый, моторный, механосборочный, инструментальный и другие. Одновременно строились сталелитейный и кузнечный цехи, теплоэлектроцентраль со сложной системой водозаборных сооружений на реке Алей. До пуска ТЭЦ снабжение цехов электроэнергией осуществлял энергопоезд. Внутризаводская транспортировка деталей осуществлялась на лошадях. 24 августа 1942 г. — дата рождения завода, когда был собран первый Алтайский керосиновый трактор марки АСХТЗ-НАТИ. Так в короткий срок в тяжелейших условиях военного времени был построен Алтайский тракторный завод. Он был единственным в стране заводом, выпускавшим тракторы для нужд фронта и тыла. Родина высоко оценила ударный труд заводчан в годы войны. За успешное выполнение заданий правительства по строительству завода и организации производства тракторов коллективу АТЗ передано на вечное хранение Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, группа работников награждена орденами и медалями. В канун 1945 года был собран первый образец трактора ДТ-54, за разработку которого группе конструкторов была присуждена Государственная премия. Постановлением Совета Министров СССР 1 июля 1946 г. Алтайскому тракторному заводу присвоено имя М.И. Калинина. Требования мирного времени с большой остротой выдвинули перед тракторостроителями вопросы дальнейшего совершенствования машин, повышения их надежности. В 1952 году без остановки производства завод перешел на выпуск тракторов ДТ-54. Именно в то время мощным потоком пошли с завода дизельные тракторы на поля, именно в то время начал складываться большой коллектив конструкторов. В годы освоения целинных и залежных земель заводчане изготовили и поставили труженикам Сибири и Казахстана 9630 тракторов ДТ-54, которые явились основной пахотной машиной при поднятии целины. Наряду с сельскохозяйственными машинами завод выпускал болотоходный трактор ДТ-55. В 1956 году принято решение об организации на Алтайском тракторном заводе производства трелевочных тракторов для лесной промышленности. В сентябре 1957 г. собран первый трактор ТДТ-60 для лесозаготовительных работ без остановки производства сельскохозяйственного трактора. На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году машина удостоена высшей награды — диплома 1 степени и золотого приза Гран-при. Специалисты завода продолжали работу над более мощным трелевочным трактором ТДТ-75. В мае 1962 года коллектив завода перешел на выпуск новой модификации трелевочного трактора — ТДТ-75. С основанием производства трелевочных машин Алтайский тракторный завод превратился в одно из крупнейших предприятий на востоке страны С января 1965 года началось производство трактора Т-4 с двигателем мощностью 110 л. с. „Трактор Т-4 — детище АТЗ. Если СТЗ-НАТИ, ДТ-54, ТДТ-60 и ТДТ-75 мы осваивали с помощью других предприятий и научно-исследовательских учреждений, то трактор Т-4 полностью сконструирован и изготовлен на АТЗ.“ Одна из модификаций Т-4 — трактор Т-4М — на Международной выставке в Москве в 1966 году отмечена Золотой медалью. 25 июля 1966 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение задания 7-летнего плана, создания и освоения производства новых высокопроизводительных машин, завод награжден орденом Ленина. Более одиннадцати тысяч тракторостроителей награждены орденами и медалями, троим присвоено звание Герой Социалистического Труда. В последующие годы коллектив завода постоянно совершенствует конструкции выпускаемых машин. С 1970 года тракторостроители перешли на выпуск более мощного сельскохозяйственного трактора Т-4А. На базе этого трактора разработана и выпускается промышленная модель Т-4АП2, предназначенная для строительных и дорожных работ. Для лесной промышленности с ноября 1971 года завод выпускает трелевочный трактор ТТ-4. Широким внедрением на лесозаготовках новой технологии лесосечных работ, основанной на их полной механизации, обусловлена необходимость создания трелевочного трактора ТТ-4М с одноместной кабиной. Специалисты АТЗ постоянно совершенствовали выпускаемую продукцию. В 1989 г. не только в крае, но и в стране заговорили о тракторе нового поколения — Т-250, который был создан на АТЗ, прошел успешные испытания с трактором Челленджер-65 американской фирмы Катерпиллер и был рекомендован к производству. В начале 90-х годов в силу объективных экономических причин спрос на выпускаемую технику резко упал. В это время была проделана большая работа по расширению сферы применяемости тракторов, созданию мини-тракторов. Начато производство закупаемых ранее узлов и деталей на своих площадях. Выполняется программа поэтапного перехода от трактора Т-4А к трактору Т-250. В 1997 г. поставлен на конвейер трактор Т-402. В 1999 г. началось производстве трактора Т-404 мелкими сериями. Трелевочный трактор является базовым для 12-ти модификаций лесозаготовительных машин, производимых на 8-ми заводах лесного машиностроения Сибири. В настоящее время ОАО Алттрак выпускает серийно Т-4А и Т-402. Мелкими партиями изготавливает тракторы Т-404, Т-250, мини-тракторы по заказу потребителя, а также трелевочные тракторы ТТ-4М. Специалистами ОКБ постоянно ведется поиск технических решений по усовершенствованию выпускаемых тракторов и созданию новых моделей, проходят испытания семейство универсальных гусеничных тракторов. Изготовлены я испытываются первые образцы новой трелевочной машины МТ-5, а также на ее базе машины трелевочной с манипулятором МТМ, трелевочной бесчокерной машины ЛТ-187А, лесопогрузчика ЛТ-188А. Взгляд и мысль устремлены в будущее. Сегодня предприятие готовится к производству современных высокопроизводительных машин для сельского хозяйства и лесной промышленности. За шесть десятилетий Алтайский ордена Ленина тракторный завод имени Калинина превратился в предприятие высокой культуры производства. Тракторы с маркой Алттрак поставляются на международный рынок и известны далеко за пределами нашей страны.